Виталий
Очки : 497 Дата регистрации : 2013-10-24
| Тема: Re: Емельян Пугачев и национальный вопрос. Сб 01 Ноя 2014, 21:54 | |
| С интересом прочёл. На некоторые моменты обратил внимание. - Автор пишет:
Почти во всех манифестах Пугачева специально подчеркивалось, что все религии имеют равные права — православная, старообрядческая, мусульманская, буддийская, языческая и даже «саксонская» (протестантская — у переселенных Екатериной II немцев Поволжья). Отсутствие религиозного фанатизма, уважительное отношение к сознательному выбору веры человеком зрелого возраста — фундаментальные духовные основы национального менталитета этнического казачества — стали своего рода идеологическим стержнем главных политических документов повстанцев Яицкого войска.
Полагаю, что вера это глубоко личное дело каждого и выпячивать её на всеобщее обозрение, да ещё выносить её на всеобщее обозрение в качестве политического аргумента, который способствует разделению казаков по религиозному признаку, неприемлемо. - Автор пишет:
Таким образом, для успеха борьбы с государством Романовых Емельяну Пугачеву требовалось решить непростую этнопсихологическую задачу: соединить в едином военном порыве ежа и ужа — казаков и великорусских простолюдинов. Без этого военно-политического альянса, имеющего очень непростую этническую специфику, все частные успехи повстанцев (как хорошо понимал «казацкий государь») не могли привести к главному — к политическому крушению социально-экономической системы самодержавия.
Соединить ужа с ежом не получилось. И это , вероятно, одна из главных причин поражения. Кое кто в казачьей среде и сейчас проповедует идею и пытается способствовать вышеуказанному соединению. - Автор пишет:
Следует отметить, что важнейшие этнополитические черты Казацкой Руси очень сближают этот проект с фактической этнополитической реальностью Римской империи первых императоров. Идея выборности «народного царя» казацким войском полностью соответствует практике выборности римского цезаря армейскими легионами. Статус свободного великорусского народа, не обязанного ничем Казацкой Руси, но и не допускаемого к систематическому участию в политической жизни государства, созвучна римскому статусу «союзника римского народа», которым наделялись дружественные Риму, но чуждые по генетике и культуре народы.
Замысел воссоздания тюрко-ойратских ханств как будущих «клиентских» государств на приграничной периферии Казацкой Руси прямо копирует римскую приграничную реальность эпохи первых августов. Как известно, клиентские царства гермундуров, свевов, квадов и языгов длительное время успешно защищали восточные границы Римской империи. Наконец, предполагаемый статус этнических казаков, который ввиду своей малочисленности мог быть в Казацкой Руси только замкнутой, привилегированной военной кастой, очень напоминает статус преторианских когорт в Риме, формировавшихся, в эпоху первых августов, в основном из коренных италиков.
Весьма интересная историческая параллель и сравнение. | |
|